Гёте в русской культуре XX века 301

КАК ПРАЗДНОВАТЬ В <С>ССР ЮБИЛЕЙ ГЁТЕ (Открытое письмо А.В. Луначарскому)

 

й раз, в течение одного вечера. Всего на этот вечер придется 10 раз менять декорации.

Антракт: одни сутки.

Четвертый день пенталогии (с главной ролью царицы Елены Троянской), т.е. весь третий акт второй части (II, 613 – 703). Предварительная лекция (однократное выступление лектора). Работа декоратора в этот вечер проста: только три перемены: 1) перед дворцом Менелая в Спарте (613 – , со слов Фета "Туман стелится, затмевает отдаленье..."), (сторонникам перемен при открытом занавесе "заявляем": в СССР в 1932 г. таких перемен почти не бывает), 2) текст по Фету от слов "Как? как? (649 – 651) по "Да и в плен еще какой" – и декорация "Внутренний двор замка" с текстом): "Безумно-спешны, настоящей женою нам!" (651–675) до ремарки: "Сцена совершенно изменяется" и 3) картина: "К ряду скалистых пещер примыкают скрытые беседки" (675 – 703). Ввиду наибольшего, сравнительно, покоя (?) 3-го вечера пенталогии, я допускаю троекратный (по желанию режиссера) выход лектора: перед каждою из трех картин третьего акта.

Антракт: одни сутки.

(Пятый/ вечер пенталогии. Вступительная лекция о четвертом акте (первый выход лектора из двух). Три картины: 1) Горный хребет (707 – 721), ((2)) На подгорьи (722 – 746) и 3) Шатер враждебного императора (747 – 762). Второй выход лектора: о 5-м акте. Затем – 5 картин 5-го акта: 1) открытая местность (763 – 768), ((2)) Дворец (769 – 776), 3) Линцей на вышке (777 – 779 по слова "со столетьями легло"), 4) Фауст на балконе (, со слов: "Кто сверху там поет, тоскуя? ") и 5) большой двор дворца (790 – 807). 3-й выход лектора: об эпилоге трагедии (808 – 821). Эпилог – или в одной картине "Горные ущелья, лес, скалы, пустыня", с движеньями фигур в воздухе, или в нескольких, по усмотрению режиссера.

О музыке к пенталогии: можно кое-что взять из "Фауста" Гуно, но с новым применением текста Гёте –Фета (или Гёте –Брюсова), лишь бы только не либреттного, – например, "серенаду" Мефистофеля из 4-го акта оперы. Кое-что пригодилось бы и из старой музыки к "Фаусту" (Радзивилла, например); рекомендую режиссерам песню "Гретхен за прялкою" Ф. Шуберта, "Блоху" Бетховена и т.п. Я допускаю временный подмен фигур на сцене: Мефистофеля, Гретхен и др. с целью введения небольших музыкальных №№ (но с обязательным требованием к певцам: "без каши во рту! без оперной халтуры!").

 

(–) Предыдущая _ Следующая (+)