Гёте в русской культуре XX века 330

Рецепция "Фауста" Гёте в прозе

 

В работе Л.В. Кириллиной прослеживаются некоторые сюжетные и тематические параллели между творчеством Гёте и музыкой Моцарта. Так, интересными представляются выявленные автором взаимосвязи между "Похищением из сераля" Моцарта и "Инфигенией в Тавриде" Гёте. Оба произведения сходным образом – положительно – трактуют проблему совместимости высшей власти и морального благородства, отдают должное "варвару" как "естественному человеку". Истоки этой близости – в этическом мышлении эпохи Просвещения. Л.В. Кириллина справедливо усматривает моцартовское начало в пьесе Гёте, подчеркивая ее гармоничность и "прозрачность" в противовес к другим музыкальным спектаклям, трактующим сходную тему (оперы Траэтты, Глюка и других). Среди других пар, выделенных Л.В. Кириллиной для сравнения, – "Cosi fan tutte" и "Избирательное сродство", “Дон Жуан" и "Фауст", "Волшебная флейта" и "Вильгельм Мейстер". Практически каждой известной опере Моцарта, за исключением "Свадьбы Фигаро", нашлось свое литературное соответствие в наследии Гёте. И это не случайно как полагает Кириллина, между Гёте и Моцартом существует особое, "избирательное" сродство демонических (т.е. обладающих избытком жизненных сил) художественных натур, в своей полнокровности порождающих классическое, "здоровое" искусство.

Е.И. Чигарева, в свою очередь, усматривает сходство между Моцартом и Гёте в том, что оба гения черпали свое вдохновение в народной культуре, в частности в народном театре, который они в конечном итоге вывели на мировой уровень. Неочевидные, можно сказать, "лукавые" параллели между Гёте и Моцартом содержатся и в статье А.В. Михайлова. Анализируя фрагмент одного из писем Моцарта, автор, через посредство К.Ф. Морица, римского знакомого и единомышленника Гёте, устанавливает общность художественного мышления венской и веймарской классики. В письме Моцарта, которое, правда, многими считается подложным, речь идет о восприятии музыки как временнбго и пространственного целого, о том, что музыкальное произведение может быть услышано сразу во всей своей завершенности, в единое мгновение времени.

 

(–) Предыдущая _ Следующая (+)