Гёте в русской культуре XX века 214

"ТОРКВАТО ТАССО", "ЭГМОНТ"

 

"ТОРКВАТО ТАССО", "ЭГМОНТ"

Стремление художников найти графические аналогии театральной эстетике проявилось в оформлении не только "Фауста", но и других драматических сочинений Гёте. В этом можно убедиться на примере ксилографии к "Торквато Тассо" (Л.: Гослитиздат, 1935), выполненных Л.А. Красовским под явным влиянием Фаворского. В шмуцтитулах к каждому из 5 действий драмы фигуры показаны предельно обобщенно, лица почти не прорисованы, закрученные по спирали штрихи выявляют только отдельные черты, намеки на образы героев. Но эта минималистская стилистика (отчасти обусловленная карманным форматом издания) оказывается по-своему выразительной и даже не чуждой театральности. Отсутствие деталей позволяет сосредоточиться на условных пластических характеристиках персонажей. Гравер последовательно использует мотив "треугольника": на каждом листе размещается по три фигуры, причем две драматично объясняются на первом плане, как бы играют на | авансцене, а третья отступает на задний план, обозначается силуэтно. Это введение персонажей в одну и ту же композиционную схему очень эффективно, ведь именно в одинаковых положениях лучше всего видны их различия. Место действия обозначается гравером еще более условно, чем фигуры, интерьеры полностью отсутствуют. Герои заключены в орнаментальную рамку, и, как правило, лишь какая-нибудь одна архитектурная или бытовая деталь служит в композиции пространственной и одновременно смысловой доминантой. Это заставляет вспомнить о театральных исканиях 1920–1930-х годов, о попытках отказаться от занавеса и декораций, культивировать чисто условную манеру исполнения. С 1935 г. драма не выпускалась отдельным изданием.

Нечасто издавался в XX в. и "Эгмонт". В 1958 г. (М.: Искусство) трагедия увидела свет в оформлении В А. Носкова. В данном случае художник отступил от своей излюбленной ксилографической техники и ограничился энергичными рисунками тушью. В обложке, суперобложке и заставках несколько гротескные и даже схематичные изображения героев соединяются с орнаментально-геральдическими мотивами. Эти рисунки по-своему театральны, но все же не обладают такой убедительностью и лаконизмом, как лучшие гравюрные циклы Носкова.

 

(–) Предыдущая _ Следующая (+)