Гёте в русской культуре XX века 215

"ТОРКВАТО ТАССО", "ЭГМОНТ"

 

В плане оформления особенно интересно издание "Эгмонта" 1982 г. (Свердловск: Средне-Уральское книжное издательство). Иллюстратор Виталий Михайлович Волович (р. 1928) и проектировщик макета Евгений Александрович Ганнушкин (р. 1925) максимально используют в оформлении этой монументальной книги непривычно удлиненного формата (84 х 841/8) условную сценографическую эстетику. Причем по ходу действия декорация не меняется, но минимальное количество деталей все время по-новому обыгрывается, приобретает новый смысл в каждом эпизоде. Уже в форзаце появляется главный изобразительный мотив книги: некая сложная конструкция из досок, наподобие строительных лесов, которая может, как это принято в современном театре, преображаться в любой условный интерьер, обнаруживая сходство с лестнш цей, окном, крестом, подрамником, виселицей. Если на форзаце, открывающем книгу, эта декорация показана еще не обжитой, голой, то в финальной композиции она как бы только что покинута актерами, на сцене лежит оставленная ими бутафория. Чтобы увидеть иллюстрации, надо развернуть сложенные вдвое листы, как бы раскрыть занавес. Каждая композиция делится на две части. В левой, как правило, дается образ народа: копошатся маленькие фигуры, статисты дерутся, играют, лезут в окна, спорят на фоне эшафота. В правой части крупно, во весь лист изображается один из главных персонажей: Эгмонт, в объятиях Клерхен, плотоядно ухмыляющийся герцог Альба, чопорная королева, гротескно стилизованная под средневековые портреты. Порой героями иллюстраций становятся аллегорические образы, подчиняющие себе все пространство листа: пустой панцирь рыцарских доспехов; священник, благословляющий смерть и т.п. В сцене восстания в левой части горожане врываются внутрь воображаемого помещения; а справа – огромное опрокинутое распятие и ангел, летящий вниз головой. На самом последнем развороте части как бы меняются местами: огромная фигура Эгмонта занимает место на эшафоте; как нимб, окружает его голову петля; а "массовая" сцена переносится в правую часть: нидерландцы, обнажив мечи, бросаются на своих поработителей (испанская армия лаконично обозначена строем сомкнутых копий). Под их напором рушатся декорации.

 

(–) Предыдущая _ Следующая (+)