Гёте в русской культуре XX века 222

"СТРАДАНИЯ ЮНОГО ВЕРТЕРА"

 

Органически присущие творчеству "митьков" игривый инфантилизм, связь с лубочной эстетикой во "Всемирной литературе" если не сглаживаются полностью, то открывают в себе новые, неожиданные качества. Картина насыщена разнообразными культурными ассоциациями, отсылками к самым разнообразным источникам. Например, первый кадр является парафразом пасторальной темы, упоминавшийся лев заставляет вспомнить строки Маяковского о "в щенке смиренном львенке", в одной из сцен цитируется известный коллаж Макса Эрнста. Фирменное "митьковское” добродушно-ироническое, почти снисходительное отношение к феноменам предшествующей культуры гораздо отчетливее выявилось не в картинах, а в сопроводительном тексте, в поучительных "аннотациях" к иллюстрируемым произведениям: "Увы, этот густой романтизм, молнии и бездны – ныне скорее обозначения состояния, а не сами состояния; тем не менее сконцентрированное в небольшом объеме чувство делает произведение сильным, контрастным и монотонным, неврастения Вертера заразительна... Заслуженная популярность этой книги внушает мысль, что подобный период жизни испытал каждый. Роман дает клиническую картину любой зависимости и будет полезен алкоголикам и наркоманам".

Счастливо избежав, казалось бы, неизбежно присущих природе комикса эстетических потерь, художник умело использует те преимущества, которые дает этот жанр по сравнению с традиционной картиной или повествовательным иллюстративным циклом, он соединяет на одном листе чисто живописные эффекты с монтажными возможностями кино, выразительно выстраивает ритмику не отдельной композиции, но их связного единства, один жест может продолжаться и развиваться последовательно, передаваясь одним персонажем другому. Как считает искусствовед Е. Андреева, подобные пластические трансформации персонажей классики не только правомерны, но и по-своему закономерны: "Обреченность художественного и в целом антологического опыта форме дайджеста, реферативного каталога или комикса, является оборотной стороной энциклопедического проекта Просвещения...".

 

(–) Предыдущая _ Следующая (+)