Гёте в русской культуре XX века 245

ВЕРНАДСКИЙ И ГЁТЕ: ЗА И ПРОТИВ

 

В.И. Вернадский цитирует именно это место из Эккермана по изданию 1934 г., где слова Гёте звучат так: “Вопрос о назначении, вопрос зачем совершенно не научен". И далее, где речь идет о пазухах в черепе человека: “Вопрос зачем (в оригинале – опять warum) не сдвинул бы меня здесь с места..." (в новом переводе: “С вопросом почему здесь далеко не уйдешь..."). Поскольку в старом переводе слово “почему" отсутствует, Вернадский заключил, что Гёте оставил вопрос о причине в стороне. И в данном случае Вернадский был совершенно прав, ибо в этом своем рассуждении Гёте сосредоточил все внимание на вопросе “как", оставив в стороне любые другие. Но распространять этот вывод на научное творчество Гёте в целом и говорить, что “Гёте-натуралист ...не признававший... причинного объяснения природных явлений", представляется не вполне оправданным. Зато можно с уверенность^ утверждать, что вопрос “зачем" как телеологический, то есть вопрос о цели (назначении), Гёте в научной работе считает безусловно недопустимым. Кстати, в знаменитой реплике Фауста в сцене Hochgebirg из IV акта 2-й части “Фауста" слово warum, скорей всего, тоже означает “зачем":

Массив пород мне благородно нем; Не спрашиваю я, откуда и зачем.

В этой связи представляется совершенно неправомерным перевод этого места, сделанный Б. Пастернаком:

Гора крута, а как и почему –

Претит копаться духу моему.

Нет надобности подробно анализировать научное творчество Гёте, чтобы увидеть его постоянное стремление как-то объяснить свои наблюдения и установленные им факты и явления, т.е. отыскать их непосредственную причину. Так обстояло дело и с метаморфозом растений (которому Гёте пытался дать физиологическое объяснение в виде "утончения соков" растения при их движении вверх по стеблю), и с учением о цвете (в виде мутных сред как "прафеномена" возникновения цветов), и в метеорологии ("пульсация" силы тяжести как причина колебаний барометрического давления), и концепция "эпохи великого холода" при решении загадки эрратических валунов, и в большинстве других случаев. Иной вопрос, что выдвигаемые Гёте объяснения наблюдаемых явлений часто (если не почти всегда) оказывались ошибочными, а то и просто фантастическими. Но в его время естественные науки только накапливали факты, их правильное объяснение было делом будущего.

 

(–) Предыдущая _ Следующая (+)