Гёте в русской культуре XX века 259

ИЗ ИСТОРИИ РУССКОГО ГЁТЕАНСТВА: НИКОЛАЙ И ЭМИЛИЙ МЕТНЕРЫ

 

Теоретическая система Н.К. Метнера, как и его музыка, характеризуется последовательной и достаточно строго выдержанной тенденцией к централизации стиля, не чуждого определенных рафинированных новаций, однако в конечном счете производного от исходных, в принципе простых, первичных звуковых элементов. Последние могут и должны сочетаться с достаточно сложными производными феноменами, но не утрачивая при этом связи с первичными звукосмыслами, лежащими в основе всей системы, К последним Метнер относит прежде всего атрибуты традиционной классико-романтической ладогармонической системы. Он придает им абсолютное, вневременное и естественно-природное значение, символизируемое мифологемой Музы.

Эмилий Метнер также проявил себя защитником константных основ музыкального искусства. Страстно любя музыку и обладая обширными познаниями в музыкальной эстетике, он никогда не был музицирующим практиком. Психологически брат композитора чувствовал призвание к этой роли дирижера и свой внутренний душевный разлад и дискомфорт объяснял тем, что отрекся от дирижерской карьеры ради воспитания более одаренного младшего брата, а также ради идейного руководства Борисом Бугаевым, в творчество которого Эмилий Метнер намеревался привнести недостающий Белому, как полагал Метнер, твердый немецкой стержень. Проекция дирижерского волеизъявления на деятельность философа и музыкального критика была специфична для утонченно-интеллектуальной, сугубо элитарной манеры мышления Эмилия Карловича. Что же касается "немецкого стержня", то нам хотелось бы присоединиться к точке зрения Ю.В. Келдыша, трактовавшего "музыкальный германизм" Эмилия Метнера, не как шовинистическую установку, а как синоним культурно-философского универсализма. То самое понимание соотношения природы и творческой мысли в русле гётевской философии, которое Эмилий Карлович оттачивал в полемике с Рудольфом Штейнером по вопросам гётеведения, определяет и его весьма своеобразные, порой парадоксальные взгляды на проблемы музыкального искусства. К этому надо добавить, что, согласно утверждению Келдыша, "высказываемые Вольфингом мысли в основном и главном разделялись и его братом, а в значительной степени даже вырабатывались ими совместно, в ходе частых бесед и обсуждения волновавших обоих вопросов".

 

(–) Предыдущая _ Следующая (+)