Гёте в русской культуре XX века 263

ИЗ ИСТОРИИ РУССКОГО ГЁТЕАНСТВА: НИКОЛАЙ И ЭМИЛИЙ МЕТНЕРЫ

 

М. Люнгрен в "Русском Мефисто" весьма скупо и сдержанно отзывается о книге Николая Карловича "Муза и мода", характеризуя ее всего лишь как «аллюзию "Модернизма и музыки"», с чем трудно согласиться, учитывая то, что протестующий пафос неприятия новейших течений современной музыки в книге Николая Карловича, во-первых, поставлен на солидный фундамент недооцененной Люнгреном музыкально-теоретической системы, пускай достаточно консервативной по своим позициям, а во-вторых, лишен полемических преувеличений Эмилия Карловича, связанных с его растущим увлечением расовыми теориями и их экстраполяцией на проблемы социального бытия музыкального искусства. Если гётеанство Эмилия Метнера в действительности характеризовало его как "русского Мефисто", ищущего и не находящего в Германии свою духовную родину, то книга Николая Карловича является одним из ценнейших источников по музыкальной культуре Русского зарубежья.

Она принадлежит к немногочисленным проявлениями теоретической мысли о музыке, в предельно заостренной форме выразившей весь драматизм положения музыки великих русских композиторов С.В. Рахманинова и Н.К. Метнера, в творческом отношении очутившихся на небольшом островке готовой кануть в вечность русской музыкальной Атлантиды. В книге Николая Метнера ясно ощущается ностальгия, которой отмечено творчество Рахманинова и Метнера зарубежного периода. Но это чувство острой душевной боли и внутренней опустошенности, которое на закате дней привело Эмилия Карловича к культу Гитлера и Муссолини и к апокалиптическим пророчествам о "новой мировой врйне между Германией и русско-еврейским большевизмом", в музыке Николая Метнера постоянно оспаривается патетическими позитивными кульминациями, в которых образ Родины и великие традиции русской культуры сочетаются с помыслами, устремленными в прошлое, но также и в далекое будущее, к духовному возрождению, которое, в философско-художественной форме гётевских поэтических символов, настойчиво предрекал в своих трудах и Эмилий Карлович Метнер.

 

(–) Предыдущая _ Следующая (+)