Гёте в русской культуре XX века 207

"ФАУСТ"

 

К сожалению, оформление второй части трагедии было предельно урезано издательством во времени, и художнику пришлось ограничиться гравюрами-ремарками, силуэтами персонажей, по степени обобщения напоминающими буквицы или виньетки. "По сравнению, к примеру, с романтически-приподнятыми, полными драматического накала гравюрами А. Гончарова иллюстрации Полякова более философски-созерцательны", – считает И. Каретникова. Действительно, если Гончаров создал очень эмоциональную графическую версию пастернаковского перевода, то более сдержанные, зато и более внимательные к подробностям, добротные и основательные ксилографии Полякова сродни переводу Холодковского. Работа замечательного гравера отличается тонкой проработкой деталей, правдоподобной и в то же время символической трактовкой световоздушной среды, техническим совершенством исполнения и глубиной постижения гётевской трагедии. В 1962 г. книга была удостоена серебряной медали ВДНХ.

В 1983 г. в издательстве "Художественная литература" вышел "Фауст" с иллюстрациями Владимира Александровича Носкова (р. 1926). Это подарочное издание большого формата (60 х 901/8), с цветными гравюрами, воспроизведенными на мелованной бумаге, безусловно, стало новым этапом графического освоения фаустовской темы, но было неоднозначно оценено критикой. Носков, оформивший за свою жизнь более 600 книг, дебютировал еще в конце 1950-х, он был ближайшим учеником АД. Гончарова по Московскому полиграфическому институту и часто резал гравюры по рисункам учителя, макетировал книги с его иллюстрациями. Поэтому вполне естественно, что между "Фаустами" Гончарова и Носкова существует определенная преемственность, выразившаяся и в выборе сюжетов, и даже в построении отдельных мизансцен. В то же время в книге сразу угадывается собственный решительный и ироничный почерк гравера. Носков подходит к гётевской трагедии как художник уже иного поколения, для которого первостепенное значение имеют ассоциативная символика, метафорическое измерение произведения, смелые пластические обобщения. «Умелый и острый рассказчик, он нередко уходит в своих иллюстрациях от прямого повествования, создает сложные многопространственные композиции, перегруженные символами, иной раз буквально зашифрованные, как ребусы. Последняя его работа иллюстрации к "Фаусту" Гёте напечатаны с двух досок темно-зеленой и красно-коричневой красками, причем доски накладываются со сдвигом, образуя сложную систему разделенных и объединенных цветом пространств, – писал в 1982 г. Ю.Я. Герчук, рецензируя выставку "Гравюра в книге". – Решение остроумное и эффектное, ему нельзя отказать в изобретательности, в неожиданном обыгрывании выразительных возможностей граверной техники. Но в этой же умелой придуманности и слабая сторона маетерских гравюр В. Носкова. Холодноватая игра ума господствует в них над живой органичностью материала...».

 

(–) Предыдущая _ Следующая (+)