Гёте в русской культуре XX века 2

ГЁТЕ РУССКОГО ЗАРУБЕЖЬЯ: ОПОРА, ОРИЕНТИР И ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ

 

При известном углублении в натурфилософию Иванова можно найти близость концепции организующей силы ивановского Божественного Всеединства, кладущей предел "хаосу" в человеке и универсуме, гётевской антитезе Божественного света и гармонии – Тьме (небытию, хаосу, застою) дьявольского начала, а также – акцентирование o ивановском культе Диониса излюбленной "гётевской" идеи взаимосвязанности и взаимопереходности смерти и возрождения, признание Ивановым – в русле гётевских рассуждений, – родства Христа с эллинским героем, принесшим в жертву людям своё пламенеющее сердце. Впоследствии этот мотив получит развитие в стихах Иванова и, особенно, в трагедии "Прометей" (, изд. в 1919), где дана реконструкция двух интерпретаций древнего мифа – эсхиловской и гётевской, отражённой в оде "Прометей" с её тираноборческим пафосом, – и где Иванов приводит мятежного титана к обретению целостности через уничтожение и разъятие.

Близка к Гёте с его концепцией непрерывного "Steigerung" (возвышения) человека и ивановская вертикаль перманентного восхождения человечества от "низшей" реальности к реальности "высшей" (a realibus ad realiora). Как и Гёте, Иванов – создатель теории "реалистического символизма", видит в символе не шифрограмму (что ближе трактовке символа Белым "штейнеровского" периода), а прообраз мифа ("... тропою символа – к мифу..."), опираясь при этом на гётевский принцип онтологического единства видимого и невидимого миров и соответственную трактовку символа в "объективно-познавательном и вместе мистическом смысле" ("И современный поэт типа реалистического символизма слышит родное в заветах художнику из "Wilhelm Meister's Wanderjahre" того же Гёте... Вызвать непосредственное постижение сокровенной жизни сущего снимающим все пелены изображением явного таинства этой жизни – такую задачу ставит себе только реалистический символист, видящий глубочайшую истинную реальность вещей, realia in rebus, и не отказывающий в относительной реальности и феноменальному постольку, поскольку оно вмещает реальнейшую действительность, в нем сокрытую и им же ознаменованную'').

 

(–) Предыдущая _ Следующая (+)