Гёте в русской культуре XX века 184

РОМАНСЫ Н.К. МЕТНЕРА НА СТИХИ ГЁТЕ

 

Да в чистый дар за все свое богатство Оно себя в созвучьях принесет.

Живи ж всегда – отныне и до века –

Двойное счастье звуков и любви.

Если оставить в стороне художественные достоинства этого перевода, становится ясно, что Метнер отталкивается от конечного вывода "Трилогии страсти" Гёте как целого, предпослав ее последние строки первой сонате своего цикла (преодоление страдания, приносимого страстью, развитие "от мрака к свету", к торжествующему гимну – союзу музыки и любви). И он воплощает этот “бетховенский" замысел бетховенскими же средствами сонатной драматургии. Однако Метнер по-своему претворяет и полярность замысла "Трилогии страсти": в каждой из сонат ощущается не находящее себе разрешения "тристановское” томление духа, вызванное "порывом тоски смертельной", когда "исхода нет, и слезы беспредельны". Гёте воплотил весь многокрасочный спектр "муки непосильной, / Где смерть и жизнь друг с другом спорят яро во втором стихотворении "Трилогии страсти" – "Мариенбадской элегии". Метнер, в свою очередь, называет вторую сонату (ре минор) своей Триады "Сонатой-элегией".

Он делает ее средоточием трагизма глубокой душевной драмы, ощутимого в той или иной мере также и в "крайних" сонатах цикла, где в целом преобладает более объективный, балладно-повествовательный тон, а также пантеистически-пасторальная образность, музыкальный же материал, отмеченный печатью сгущенной скорби, появляется в срединном эпизоде побочной партии экспозиции сонатной формы, сгущается и концентрируется в ее среднем, разработочном разделе. Правда, параллелизм рельефа образных контрастов "Трилогии" и "Триады" нарушается такой особенностью всех трех сонат (не исключая и Сонаты-элегии), как неистово ликующие коды-апофеозы, их присутствие, видимо, объясняется многократным и инициативным откликом Метнера на заключительные строки гётевского "Примирения"; но, с другой стороны, они блистательно увенчивают диалектические процессы трансформаций и взаимопревращений звуковых образов, естественно укладывающиеся в контуры сонатной формы, с которой, по известному остроумному замечанию С.И. Танеева, Метнер "уже родился".

 

(–) Предыдущая _ Следующая (+)