Гёте в русской культуре XX века 189

ОБРАЗЫ ГЁТЕ В РУССКОЙ КНИЖНОЙ ГРАФИКЕ XX ВЕКА

 

Как известно, 1900–1920-е годы были отмечены подлинным расцветом различных направлений отечественного книжно-оформительского искусства. Увы, этот расцвет совершенно не сказался на публикациях Гёте. Например, сытинское издание "Германа и Доротеи" может служить примером совершенно эклектичного использования разностильных работ западных граверов, а обложка этой брошюры, изготовленная, вероятно, русским рисовальщиком, живо напоминает об эстетике дешевых переводных картинок. Как ни странно, художники объединения "Мир искусства", с такой любовью относившиеся к европейской культуре XVIII –начала XIX в., почти не обращались в своей обширной книжно-оформительской деятельности к творчеству Гёте. Лишь Константин Андреевич Сомов (1869– 1939) выполнил в 1906 г. для "Итальянских путешествий", выпущенных немецким издателем Ю. Бардом, силуэтный титул. Как пишет А.М. Эфрос, художник фигуру Гёте "окружил любимыми подробностями своего собственного графического арсенала, эротически-глумливого подражания XVIII веку; в его композиции кукольная муза, своего рода барышня с крылышками, и смешной амур со стрелой и кисейно-прозрачным шарфиком летят навстречу гвардейски-молодцеватому Гёте, выгнувшему стан среди виноградной листвы под смешными колышками руин и колонн, под белыми точками звездного неба. Это по-сомовски уныло и язвительно, цинично и безнадежно, утонченно и жалко".

Другие выдающиеся мастера искусства книги начала века вообще не обращались к иллюстрированию Гёте, что особенно обидно, если учесть, что теоретическое, мемуарное и эпистолярное наследие многих из них свидетельствует о серьезном увлечении его эстетическими идеями и художественным творчеством. Первые значительные работы отечественных иллюстраторов к произведениям Гёте датируются началом 1930-х годов и связаны со знаменитым издательством "Academia", выпустившим к столетней годовщине со дня смерти поэта целый ряд книг, в которых библиофильская изысканность сочеталась с достаточно большими тиражами, Однако в контексте данной статьи нам представляется уместным рассмотреть материал по типам изданий и конкретным произведениям, пренебрегая, хронологией событий.

 

(–) Предыдущая _ Следующая (+)