Гёте в русской культуре XX века 198

ЛИРИКА

 

Один из самых объемных иллюстративных циклов к гётевской лирике был создан Н.Б. Егоровым и опубликован в сборнике "О любви" (М.: Современник, 1980). Как нам представляется, значительная часть ксилографии из этой интересно задуманной и высокопрофессионально исполненной серии страдает чрезмерной тяжеловесностью, излишней резкостью интонации. Затемненный фон создает достаточно мрачную атмосферу, не свойственную большинству гётевских лирических сочинений.

Иллюстратору особенно удались те композиции, где ведущую роль играет пейзаж, трактованный, как правило, в условно-романтическом духе ("Аминт", "Питомец муз", 'Торный замок"). Аллегорические и мифологические персонажи ("Амур-живописец", "Предвкушение") часто перегружены патетикой, им не хватает изящества. Художник чувствует опасность прозаической конкретизации поэтического образа, но попытки придать изображениям героев обобщенное, символическое звучание не всегда оправдывают себя ("Крик", "Фридерике Брион", "Рыбак", "Свидание и разлука", "Коринфская невеста"). Зато емкого композиционного решения, точного соблюдения нужной пропорции между символикой и конкретикой иллюстратор добивается в гравюрах к "Фиалке", "Алексису и Доре", "Зверинцу Лили". Весомое место в цикле занимают сцены из "Западно-восточного дивана". Частое появление в этих листах атрибутов мусульманской экзотики (мечети, минареты, чалмы, замысловатая орнаментика ковров и т.п.), хотя и создает восточный колорит, все же не вполне соответствует тонкой стилистической игре оригинала, не передает взгляда поэта на восточную культуру сквозь призму культуры западной. Из графических комментариев Егорова к "Дивану" выделяется выразительная и лаконичная гравюра к стихотворению "Плыл мой челн – и в глубь Евфрата...", построенная на ритмической "рифмовке" очертаний месяца, лодки, их отражений, где круги на воде как бы многократно повторяют форму потерянного героиней кольца. В 1997 г. этот цикл ксилографии Н.Б. Егорова был полностью переиздан издательством "Терра" в книге "Лирика", к ним добавились лишь линейно-орнаментальные рамки, а на суперобложку были внесены иллюстрации к "Фульскому королю" и "Прометею" из "Избранного" 1988 г.

 

(–) Предыдущая _ Следующая (+)