Гёте в русской культуре XX века 158

ГЁТЕ И РУССКИЙ ПОСТМОДЕРНИЗМ (ВЕНЕДИКТ ЕРОФЕЕВ, ДМИТРИЙ ПРИГОВ)

 

ГЁТЕ И РУССКИЙ ПОСТМОДЕРНИЗМ (ВЕНЕДИКТ ЕРОФЕЕВ, ДМИТРИЙ ПРИГОВ)

В посвященном Андрею Белому "драматическом эссе в стихах" Виктора Ерофеева есть следующая реплика: "...пуп мира являют собой не Гёте, Ницше и другие светочи культуры: европейцу до них дела нет. Гёте и Ницше переживаются в России, они принадлежат нам, потому что мы, русские, единственные во всей Европе, кто ищет, страдает, мучится; на Западе же здоровеют...". Вчитавшись в приведенную цитату, узнаем в ней вариацию на тему размышлений Версилова о соотношении "русского" и "европейского" начал из романа Ф.М. Достоевского "Подросток": "Русскому Европа так же драгоценна, как Россия: каждый камень в ней мил и дорог. Европа так же была отечеством нашим, как и Россия.

О, более! О, русским дороги эти старые чужие камни, эти чудеса старого божьего мира, эти осколки святых чудес; и даже это нам дороже, чем им самим! У них теперь другие мысли и другие чувства, и они перестали дорожить старыми камнями...". При всей разнице интенций (пафос Достоевского явственно выступает у Ерофеева объектом иронического отношения) процитированные фрагменты объединены идеей постоянной, напряженной соотнесенности русского культурного сознания с наследием европейской культуры. Эта сквозная "высшая русская мысль" (Достоевский) становится особенно очевидной на примере истории рецепции образа Гёте разными эпохами русской национальной литературы. Ключевыми этапами русского обращения к Гёте выступают, как известно, 1820– 1830-е годы и начало XX вв. Настоящий "культ личности" Гёте – поэта, философа и ученого – устанавливается в среде русских любомудров. В свою очередь, представителями русской литературы "серебряного века" –Борисом Пастернаком, Мариной Цветаевой, Осипом Мандельштамом, Михаилом Кузминым – Гёте воспринимается как внушающий благоговение олимпиец, как символ европейской культуры. В этом смысле наряду с образчиками продуктивного восприятия гётевского творчества важны те примеры рецепции Гёте русскими авторами, в которых веймарский классик явлен "собственной персоной". Ср., например, стихотворение М. Цветаевой "Германии":

 

(–) Предыдущая _ Следующая (+)