Гёте в русской культуре XX века 163

“ГОРНЫЕ ВЕРШИНЫ" ГЁТЕ-ЛЕРМОНТОВА В РУССКОЙ МУЗЫКЕ XX ВЕКА

 

При всем эпатажном своеобразии обращения русских постмодернистов к Гёте оно оказывается несомненным свидетельством действенности и значимости фигуры немецкого классика в отечественном культурном контексте. Гёте выступает у Ерофеева и Пригова в качестве инстанции, в апелляции к которой собственная история и культурная традиция подвергаются критической оценке и переоценке.

“ГОРНЫЕ ВЕРШИНЫ" ГЁТЕ-ЛЕРМОНТОВА В РУССКОЙ МУЗЫКЕ XX ВЕКА

Вот уже свыше 150 лет скромный, на первый взгляд, родник гётевской "Ночной песни путника" питает широкое русло русской вокальной лирики. Более ста композиторов претендовали на творческий союз с Гёте, вновь и вновь "пересоздавая" его текст в своих романсах, дуэтах, хорах. Среди них – и мастера европейского масштаба (в т.ч. современники XX в. – С. Танеев, Г. Свиридов, А. Шнитке, В. Сильвестров), и безвестные ныне композиторы, чьи произведения в свое время наполняли музыкальный быт (К. Булгаков – однокашник Лермонтова по пансиону и юнкерской школе, И. Билибин – племянник критика В. Боткина). Это и те, кто стоял у истоков русского романса (А. Варламов, Н. Титов, прозванный "дедушкой русского романса"), и те, кто упрочивал жанровые магистрали русской музыки (А. Рубинштейн, Г. Ломакин, С. Ляпунов, М. Ипполитов-Иванов). Здесь есть музыканты, оставившие след в истории русской музыки как зачинатели новых тенденций (В. Ребиков – один из первых работавший в политональной технике, А. Мосолов – один из первых наших урбанистов). Есть и солидные имена тех, чей композиторский след в русской культуре оказался не главным, но чья деятельность в других сферах – весома: академик Б. Асафьев, критик Ю. Энгель, пианист Ф. Блуменфельд, В. Поленов, автор знаменитого "Московского дворика". Есть в этом списке сын Льва Толстого (Сергей Львович) и внук Н. Римского-Корсакова (Георгий Михайлович). Как видим, авторский круг очень широк и охватывает практически все "цвета" композиторского "спектра" России. А это означает, что потенциальный слушатель романсов на слова Гёте-Лермонтова представлял всю российскую аудиторию.

 

(–) Предыдущая _ Следующая (+)