Гёте в русской культуре XX века 170

“ГОРНЫЕ ВЕРШИНЫ" ГЁТЕ-ЛЕРМОНТОВА В РУССКОЙ МУЗЫКЕ XX ВЕКА

 

Романс Шебалина выделяется среди других музыкальных версий вниманием к философскому аспекту многослойной семантики ‘Торных вершин" Гёте –Лермонтова. Выражением этого стал пронизывающий фортепьянную партию ‘‘перезвон курантов" – то ли отмеряющих часы ночи, окутывающей горный пейзаж, то ли часы человеческой жизни. Символична в этом плане и тональность – ля-бемоль мажор – с более темной, серо-фиолетовой окраской (по шкале Римского-Корсакова) и с постоянно мерцающей терцией (мажор –минор).

Но больше всего не похож на другие романс Свиридова. Основной эмоциональный акцент создается фортепьянной партией, которая словно призвана отразить “ночную мглу". В медленной смене многозвучных аккордовых громад, охватывающих весь низкий регистр (малая, большая и контроктавы), функциональность не ощущается: она полностью поглощается басовым спектром. Мрачное эмоциональное излучение этих “черных соноров" постепенно воздействует и на вокальную партию, поначалу живущую в спокойно-уравновешенном ре-бемоль мажоре. Во второй половине романса баркарольный ритм мелодии рвется паузами, вместо светлых мелодических всплесков (как мажорный квартсекстаккорд на словах "полны свежей мглой") – зависающие нисходящие квинты, нисходящие ходы по минорному трезвучию ("отдохнешь и ты"). Итоговая фортепьянная постлюдия свернута в формулу иносказания – свет – тень, жизнь – смерть: темный фонизм неподвижных аккордов с битональной структурой (ре-бемоль мажор – си-бемоль минор), а над ними – медленное мелодическое воспарение к светлому звуковому "горизонту" (к ми-бемоль четвертой октавы).

Сильвестров возвращает стихи Гёте –Лермонтова в их родную – песенную – стихию, более того – создает иллюзию сиюминутного рождения этой песни. В пластике мелоса, подзвученного фортепьяно, ощутим аромат русского бытового романса – с его общительностью, искренним лиризмом. Предельно тихая мелодия (sotto voce – вполголоса, динамика только в пределах рр-ррр) едва проступает сквозь облако иослезвучий, создаваемых педальными задержаниями фортепьяно – как в старой фотографии с ее слегка размытым изображением.

 

(–) Предыдущая _ Следующая (+)